Статья 9413

Название статьи

ИНСТИТУТ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Авторы

Розенберг Наталья Владимировна, доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой коммуникационного менеджмента, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), elya@sura.ru 
Логинов Александр Вадимович, аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), psu_pr@pnzgu.ru

Индекс УДК

316.347.77

Аннотация

Актуальность и цели. В современных реалиях информационного общества особую значимость приобретают институты средств массовой информации и массовой коммуникации. В настоящее время они являются не менее важными инструментами управления социальной мобильностью молодежи, чем традиционные социальные институты (образование, семья и т.д.). Цель работы – на основе анализа основных теорий коммуникации показать, что в XXI в. СМИ и СМК, порождая множество новых практик и модифицируя уже существующие, являются одним из важнейших способов взаимодействия людей. Материалы и методы. Теоретико-методологическую базу ис-следования составили идеи и концепции изучения процессов массовой инфор-мации представителей Франкфуртской школы социологии, феноменологическая методология, а также концепции информационного общества. Результаты. Проанализированы основные современные теории коммуникации, выделены важнейшие функции средств массовой информации и коммуникации. Показано, что развитие средств массовой коммуникации является существенным фактором динамики процессов социальной мобильности. Выводы. Анализ современных концепций теории коммуникации показал, что массовая коммуникация пронизывает все сферы общественной жизни, является формой воспроизводства современного общества, посредством и рамках которой создаются и распространяются различные духовно-культурные ценности, формирующие образцы поведения и деятельности людей, смыслы и назначения жизни человека массы.

Ключевые слова

массовая информация, массовая коммуникация, социальная мобильность, социальная практика, молодежь, Интернет, аудитория.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Шарков, Ф. И. Основы теории коммуникации / Ф. И. Шарков. – М. : Социальные отношения ; Перспектива, 2002. – 615 с.
2. Хоркхаймер, М. Диалектика просвещения. Философские фрагменты / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. – М. ; СПб. : Медиум ; Ювента, 1997. – 502 с.
3. Вершинин, М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М. С. Вершинин. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2001. – 707 с.
4. Schienstock, G. From Path Dependency to Path Creation: Finland on its Way to the Knowledge-based Economy / G. Schienstock // Current Sociology. Special Issue: Current Economic Sociology: Problems and Prospects. – 2007. – Vol. 55, № 1. – Р. 83–99.
5. Habermas, J. The theory of communicative action. Vol. 1. Reason and rationali¬zation of society. Polity Press / J. Habermas. – Cambridge, 2004. – 511 р.
6. Луман, Н. Реальность масс-медиа / Н. Луман. – М. : Праксис, 2005. – 211 с.
7. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл. – М. : Академия, 1999. – 336 с.
8. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. – М. : ГУ-ВШЭ, 2001. – 417 с.

 

Дата создания: 28.05.2014 14:54
Дата обновления: 28.05.2014 16:30